Понятие стиля.
Границы, сущность и типология стилей.
Проблемы стилеобразования в дизайн-проектировании.
Содержание произведения неотделимо от его формального воплощения в соборе, картине, гравюре, скульптуре и т.д., создающихся, как правило, в определенном стиле. В искусствоведении существует множество определений понятия «стиль».
Стиль, общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания, Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра (например о стиле русского романа 19 в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, поскольку единство общественно — исторического содержания определяет общность художественно — образных принципов, средств, приемов (таковы, например в пластических и других искусствах романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм). Особенности литературного стиля ярко проявляются в речи художественной.
Стиль (лат. stilus, stylus, от греческого stylos — палочка), в древности и в средние века заострённый стержень из кости, металла или дерева, которым писали на восковых дощечках или на берёсте. Стержень. Получается, что стиль — это внутренний стержень, сущность, которая воплощается в художественной форме. Именно стиль можно считать инструментом для понимания истории искусства. В самом слове «стиль» звучат некая упорядоченность, реализованная идея, осмысленное содержание.
Стиль — это художественное выражение восприятия мира, свойственного людям определенной эпохи и страны. В нем получает зримое воплощение историческое и национальное своеобразие художественной культуры.
Стиль — завершенная и устойчивая структура формальных элементов, которые подчиняются единому формообразующему принципу.
Понятие художественного стиля
Понятие художественного стиля весьма часто связывают с понятием творческого метода. При этом метод характеризует сам процесс художественного творчества, а о стиле говорят, имея в виду его результат.
Стиль диктует круг сюжетов и образные характеристики персонажей, структуру композиции, способы передачи пространства, использование светотени и колорита.
Есть такая поговорка: «Стиль — это человек». Особенно справедлива она для искусства. Стиль произведения — это неповторимая личность художника.
Как историческая категория понятие «стиль» определяет крупные этапы развития искусства на основе принципиальной общности характерных черт художественной культуры.
Наименования региональных художественных стилей складывались по именам правителей (стиль Людовика XIV, стиль Карла X, викторианский стиль), по национальным (итальянский маньеризм, русский ампир, немецкое барокко) и географическим признакам (флорентийская готика, дрезденские романтики, венский модерн), по месту и материалу производства художественных изделий (лиможские эмали, венецианский гипюр) и т.д. Кроме этого, имя каждого крупного мастера можно трактовать как название индивидуального стиля («стиль Рафаэля», «стиль Рубенса», «стиль Врубеля» и др.).
Следует отличать понятие стиля как исторически возникшей художественной категории (готика, барокко, рококо, классицизм и др.) от употребления этого слова для обозначения манеры, подчерка художника, т.е. в стиле осуществляется духовная коммуникация.
Стиль запечатлевает особенности личности художника, целостность замысла произведения и традиции художественной культуры. Одной из закономерностей художественного прогресса является диалектический процесс усложнения структуры произведения и нарастания в нем культурно-стилистических пластов.
В дизайн-проектировании стилеобразование занимает одну из первых позиций. Каноны стиля очень важно учитывать в проектировании. Стиль заложен в человеке генетически, либо у вас есть чувство стиля, либо его нет. Так и в дизайне.
Глубокое и тщательное изучение стилей поможет лучше понять современное искусство как органическую часть исторического процесса. Без серьезного освоения художественного наследия невозможно формирование зрелых идейно-эстетических убеждений, высокое духовно-нравственное развитие. Стиль не только помогает понять общий смысл и ценность произведения, но и служит источником эстетического наслаждения.